|
Описание: Задачи к экзамену по Общей психологии (2 семестр)
Задача 1. Определите общую методологическую основу приведенных ниже утверждений. Попробуйте найти в них рациональное зерно и выдвинуть критические аргументы.
• Достаточно сильно надавить глазное яблоко, чтобы «искры посыпались». При хирургическом удалении зрительного нерва больной «видит молнию». Ощущение звука получается и при механическом возбуждении слухового нерва. Значит... в самом органе чувств заложена особая «специфическая энергия», от нее, а не от воздействия внешнего, объективного предмета и зависит содержание ощущения. (По О. О. Яхот)
• Поскольку качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которым вызвано ощущение, — постольку ощущение может считаться знаком... его, но не изображением. Ибо от изображения требуется известное сходство с изображаемым предметом...От знака же не требуется никакого сходства с тем, знаком чего он является. (Г. Гельмгольц)
• И. Мюллер утверждал: «Чувства знакомят нас с состоянием нашего тела при посредстве ощущений, присущих нервам органов чувств; ощущение сообщает нашему сознанию не о качестве или состоянии внешних веществ (вещей), но о качестве, состоянии того или иного чувствующего нерва, вызванном внешними причинами». (По В. П. Петленко)
• Ощущение цвета, звука и т.д. по своему содержанию не что иное, как разряд специфической энергии, дремлющей в нервном волокне. (По М. Г. Ярошевскому)
Задача 2. Что в приведенных отрывках текста является, на ваш взгляд, правильным, что — спорным, что — неверным
• Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. Предположим, что душа есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но откуда получает она весь материал рассуждения и знания На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, доставляют нашему разуму весь материал мышления.
• То, что я знаю без вывода, когда имею переживание, называемое «видением солнца», есть не солнце, а психическое событие во мне. Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне. Объекты восприятия, которые я считаю «внешними» по отношению ко мне, как, например, окрашенные поверхности, которые я вижу, являются «внешними» только в моем личном пространстве, которое исчезает с моей смертью.
• Все, что мы воспринимаем, говорят неокантианцы, можно воспринимать только через очки сознания. Все, что мы видим, слышим, чувствуем, должно к нам прийти через ощущения, следовательно, через душу. Поэтому мы не можем воспринимать вещи в их чистом, истинном виде, а только так, как они являются нашей субъективности. По Ланге, «ощущения суть материал, из которого создается реальный внешний мир».
Задача 3. Оцените с точки зрения правильности и полноты следующие утверждения.
a) Наши ощущения — чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений. .-
b) Восприятие — это совокупность (комбинация) ощущений.
c) Чувствительность представляет собой способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых (биотических) влияний.
d) Ощущения — исходный путь познания, неразложимый его элемент, а органы чувств — единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание.
e) Теория иероглифов исходит из специализации рецепторов к определенным видам раздражителей и отдельных частных фактов, состоящих в том, что одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств, могут вызывать разные ощущения
f) Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощущения обязательно входит движение
Задача 4. Объясните, прочитав приведенный текст, можно ли «заместить» чем-либо отсутствие ощущения той или иной модальности. За счет чего О. И. Скороходова «видит» мир
• Многих зрячих чрезвычайно интересует вопрос: могу ли
Дополнительная информация: • 4.Пожилым людям трудно делать несколько дел одновременно с прежней эффективностью. Монтень в старости любил говорить: «Когда я танцую, я танцую; когда я сплю, я сплю».
Задача 18. Проанализируйте приведенный текст. Верно ли наблюдение дрессировщика, описанного Ч. Дарвином Есть ли связь между способностями и вниманием у человека
• Воспитатель обезьян, — говорит Дарвин, — покупавший их в зоологическом обществе по пятидесяти рублей за экземпляр, предлагал двойную плату за право удерживать обезьян в течение нескольких дней у себя, чтобы сделать из них выбор. Когда его спросили, каким образом он узнает в такой короткий срок, будет ли данная обезьяна хорошим актером, он отвечал, что все зависит от способности их ко вниманию. Если в то время, когда говорят с обезьяной или объясняют ей что либо, внимание ее легко развлекается мухой, сидящей на стене, или каким-нибудь другим пустяком, то такое животное вполне безнадежно в смысле дрессировки. Когда пытались с помощью наказания заставить невнимательную обезьяну повиноваться, она становилась норовистой, между тем как, напротив, внимательная обезьяна всегда оказывается способной к дрессировке.
Задача 19. В чем заключается специфика внимания по сравнению с другими регулятивными процессами психики.
A. Внимание не имеет своего специфического «продукта».
B. Внимание трудно исследовать экспериментально.
C. В термин «внимание» разные авторы вкладывают различное содержание.
Задача 20. Станиславский пишет «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещё больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом.» Какое психическое явление подметил на сценическом опыте Станиславский
Коментарии: 20 задач к госам с полным решением. Все подробно.
Продавец:
Цена: 1500,00 руб.
|