|
Описание: Первая часть- практикум
Вторая часть – тест
Практикум
Выполните комплексный анализ, по следующим заданиям:
1.Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте эти орфограммы и пунктограммы графически
2.Укажите характерные особенности, на основании которых данный отрывок может считаться текстом
3.Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка
4.Проанализируйте лексику текста с точки зрения сферы употребления. Укажите, если таковая имеется, лексику необщеупотребительную, обьясните причины ее использования в данном тексте
5.Определите жанровую разновидность текста
6.Каким типом речи является данный текст (повествованием, описанием, рассуждением) Докажите
7.Найдите и выпишите слова (словосочетания, предложения), интересные с точки зрения культуры речи. Укажите для них типы норм и правильные варианты
Текст
Язык это продукт обществе(н,нн)ой деятельности это отличительная особе(н,нн)ость общества.
А зачем нужен язык Для чего нужна человеку (члено)раздельная речь
(Во)первых для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совмес…ной деятельности, то есть он нужен как средство общения.
(Во)вторых язык нужен для того чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал,-сформулировал этот закон в словах выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его совреме(н,нн)икам, и нам далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе вы усваиваете достижения обществе(н,нн)ого опыта по учебникам где необходимые сведения изложе(н,нн)ы в языковой форме.
Наконец (в)третьих язык нужен для того чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли чувства эмоции. Например в стихах человек передает самые сокрове(н,нн)ые мысли чу…ства переж…вания. И все это благодаря языку.
Без языка (не)было бы самого человека потому что все то что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закр…пля…тся в языке.
Тест
1.На основе общеславянского языка образовались языки южно-славянской, восточно-славянской, западно-славянской групп. Какая из этих групп дает возможность возникновения трех самостоятельных языков: русского, украинского, белорусского, которые с образованием наций оформляются в самостоятельные языки
А) южно-славянская
Б) восточно-славянская
В) западно-славянская
2. Процесс возникновения самостоятельных языков (русского, украинского, белорусского) происходит
А) в результате общения славянских племен до V-VI вв. до н.э.
Б) в результате образования древнерусской народности в пределах Киевского государства в IX в.
В) в результате распада Киевского государства в XIV-XV вв.
3. Назовите средства существования языка
А) общение коллектива (коммуникативная)
Б) мышление (когнитивная)
В) сохранение и передача культурно-исторических традиций (аккумулятивная)
4. Разграничьте лексику: 1) лексика ограниченной сферы общения 2) лексика неограниченной сферы общения
А) диалекты
Б) просторечие
В) жаргоны
Г) литературный язык
5. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения
А) территориальные диалекты
Б) просторечие
В) жаргоны
Г) литературный язык
6. Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии
А) диалекты
Б) просторечие
В) жаргоны
Г) литературный язык
7. Соотнесите единицы и уровни языка
1. Слова А. Фонетический уровень
2. Формы и классы слов Б. Морфемный уровень
3. Звуки, фонемы В. Лексический уровень
4. Морфемы Г. Морфологический уровень
5. Словосочетание,предложение,текст Д. Синтаксический уровень
8. Определите функцию языка в художественном стиле
Дополнительная информация: 9. Укажите, какой критерий связывают с нормой литературного языка
А) образцовость
Б) полифункциональность
В) социальная значимость
10. Какие аспекты включает понятие «культура речи»
А) нормативный
Б) коммуникативный
В) этический
11. Точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность речи- основные составляющие
А) нормативного аспекта культуры речи
Б) коммуникативного аспекта культуры речи
В) этического аспекта культуры речи
12. Языковая норма обязательна
А) только для устной речи
Б) только для письменной речи
В) как для устной, так и для письменной речи
13. Какой прием используется в оксюмороне
А) омонимия
Б) антонимия
14. Соотнесите определение и определяемое
1. Правила использования
морфологических форм разных частей речи А. Орфоэпическая норма
и синтаксических конструкций
2. Правила употребления слов в речи Б. Лексическая норма
3. Правила звучащей речи В. Грамматическая норма
15. Для какой формы национального языка норма играет роль «фильтра»
16. Для какого функционального стиля речи характерно использование терминологической лексики, употребление многозначных слов только в одном значении, широкое использование конкретной лексики по сравнению с абстрактной, отсутствие лексики разговорной; однородность и замкнутость лексического состава, что выражается в меньшем использовании синонимов; речь отличается точностью и логичностью мысли, ее последовательным представлением и обьективностью изложения
17. Функция социальной регламентации предьявляет текстам этого стиля однозначность прочтения
18. Соотнесите разновидности многословия, или речевой избыточности, с данными определениями
1. Употребление в речи близких А. Плеоназм
по смыслу и поэтому лишних слов
1.Повторное обозначение другими Б. Тавтология
словами уже названного понятия
19. Соотнесите определение и определяемое
1. Слова и выражения, смягчающие А. Анахронизм
грубый смысл речи, что нередко обьясняется
стремлением автора притупить критическую
остроту высказываний при описании негативных явлений
2.Нарушение хронологической точности при Б. Эвфемизм
употреблении слов, связанных с определенной
исторической эпохой
20. Сопоставление несовместимых понятий- это
21. Определите ряд слов с неправильным ударением
А) аристократия, баловать, кремень, щав ель
Б) вероисповедание, бюрократия, приданое, облегчить
22. Какая языковая норма нарушена
1) Железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, черное кофе
2) Проведение экзамена планируем где-то в июне. Я ложу книгу в шкаф.22.
23. Многословие
24. Какая речевая неточность допущена в словосочетаниях
Период времени, памятный сувенир, свободная вакансия, автобиография жизни, народный фольклор.
25. Какая речевая ошибка допущена в предложениях
Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию.
А) использование слова без его семантики
Б) нарушение лексической сочетаемости
26. Укажите вид лексической ошибки в предложении
В Древнем Риме недовольные законами племена устраивали митинги.
27. Присутствует ли грамматическая ошибка в предложении
Выросло поколение, для которых война-история
28. Чем являются выделенные слова
Не вы, но Сима
Страдала невыносимо
Водой Невы носима
29. Какой стилистический прием использован в предложении
Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н.А.Некрасов)
30. Какого рода несклоняемые существительные
31. Найдите глагол, не употребляющийся в форме 1-го лица единственного числа
32. Определите, какие слова не являются антонимами
33. Какая группа слов является: 1) историзмами 2) архаизмами
34. Соотнесите паронимы (справа) в соответствии с их лексическим значением
35. В какой паре выделенное существительное в форме р. п. мн. ч. нарушает морфологическую норму
36. Отметьте, какое выражение содержит метафору
Продавец:
Цена: 650,00 руб.
|