|
Описание: Занятие № 1. Лекция. История российского дворянства и важнейшие вехи российской истории имперского периода.
Занятие № 2. Военная и статская служба дворянина. «Табель о рангах».
Вопросы к тексту Табели о рангах:
1.На какие разряды разделены все чины в Российской империи Представители какого разряда имеют преимущество перед другими
2.На какие разряды разделены воинские чины Представители какого разряда военных имеют преимущество перед другими
3.Что такое патент на ранг
4.Чем определяется социальный статус женщины Почему Могла ли женщина служить и добиваться новых чинов Где и каким образом
5.Какой класс в табели дает потомственное дворянство Каким чинам он соответствует
6.Каким образом должны начинать свою службу дворянские дети Как прохождение ими службы связано с повышением образовательного уровня
7.Каким образом документ пытается предотвратить появление дворян-самозванцев Переведите и прокомментируйте п. 16.
8.Как меняется статус человека, обвиненного в преступлении, подвергавшегося пыткам и наказаниям
Вопросы к главе «Люди и чины»:
1.Каково различие между «воинником» и «вотчинником» в допетровской Руси.....всего 10 вопросов
Домашнее задание: Напишите служебную автобиографию придуманного Вами российского дворянина, вступившего в службу с 1722 по 1917 год в любом регионе Российской империи. Автобиография должна писаться от первого лица (то есть – сам дворянин рассказывает о себе); в ней должны быть указаны год рождения, характер полученного образования, этапы прохождения службы (в каком году и в каком чине вступил в службу, в каком году производился в каждый следующий чин, в каких годах участвовал в войнах и сражениях (для военных), в каком году к каким наградам был представлен, в каком году вышел .......
Занятие 3.Политический и экономический статус дворянства. «Манифест о вольности дворянской». Привилегии дворянства.
Вопросы к тексту Манифеста:
1.Как характеризуется в Манифесте царствование Петра I (выпишите или подчеркните в распечатке характеристики, обратите внимание на лексику).....всего 7 вопросов
Вопросы к пьесе «Бригадир»:
1.По Табели о рангах дайте комментарий к служебным чинам всех героев пьесы (чины и комментарий к ним должны быть письменно оформлены – в файле, распечатки или в тетради и принесены с собой на занятие)......всего 7 вопросов
Домашнее задание. Прочитайте (или перечитайте) пьесу Д.И. Фонвизина «Недоросль». Попытайтесь письменно ответить на один из трех следующих вопросов:1) как в этой пьесе изображен надзор верховной власти за нравственностью и благоразумием помещиков (не более 200 слов) 2) как Стародум трактует на своем жизненном примере Манифест о вольности дворянства Как трактует его госпожа Простакова (не более 200 слов) 3) где в тексте пьесы есть явное указание на то, что род Скотининых (и, возможно, Простаковых) на самом деле не дворянский (не более 50 слов)
Занятие № 4. Наследственное и личное дворянство. Дворянское самоуправление.
1.Какие синонимы слова «дворянство» использованы в Грамоте Выпишите их. Что они означают буквально.... всего 13 вопросов
Домашнее задание: Напишите письмо Екатерине II от имени провинциального собрания дворян или одного провинциального дворянина, получивших и прочитавших Жалованную грамоту. В письме постарайтесь изложить, какие положения документа понравились или не понравились провинциальным дворянам, какие остались непонятны и чего им в Грамоте недостает. Постарайтесь стилистически приблизить свой текст к образцам 1785 года – за удачный опыт вы получите больше баллов. Обязательно ......
Занятие 5.Неслужебныеинституты дворянской жизни: бал, визит, дуэль, карточная игра.
Кодекс чести дворянина. Дворянство и официальная церковь. Масонство и его роль в самоорганизации российского дворянства. Салоны, театры, концерты. Путешествия за границу.
Вопросы к текстам глав:
1.Что такое «ритуализация бала» Что такое ритуал (посмотрите определение в одном из словарей).....всего 15 вопросов
Дополнительная информация: Домашнее задание: Прочитайте одно из упомянутых ниже литературных произведений и напишите, в чем его герои нарушают дуэльный кодекс (не более 100 слов):
А. Бестужев-Марлинский. Страшное гадание
А. Бестужев-Марлинский Фрегат «Надежда»
А. Куприн. Поединок
Занятие № 6. Дворянское поместье и землевладение. Система крепостного права. Обеднение и расслоение дворянства.
Вопросы по главе из книги Ливена:
1.Из каких составляющих складывался доход дворянина-землевладельца ..... всего 8 вопросов
Вопросы по тексту очерка И.С. Тургенева:
1.Какие грубые ошибки в управлении имением совершил упомянутый в начале очерка «петербургский важный чиновник» Почему его распоряжения были нелепы Какие особенности дворянского управления имениями вышучивает здесь Тургенев..... всего 6 вопросов
Домашнее задание: Вспомните, посещали ли Вы когда-то старые дворянские усадьбы (некоторые из них стали музеями и усадебными комплексами). С помощью Интернет-источников и книг попробуйте восстановить свои впечатления от этих усадеб. Опишите один день хозяина этой усадьбы, обратив внимание и на круг деятельности вашего героя, его перемещения по территории усадьбы, досуг и т.д. Не забудьте хронологически приурочить ваше описание оно должно быть датировано определенным годом, месяцем и днем! Не забудьте соотнести свою дату с датами жизни вашего героя (сейчас уже не вымышленного, а известного по историческим источникам хозяина этой усадьбы!). Постарайтесь передать в своем описании черты эпохи, в которой жил ваш герой. Максимальный объем текста – 350 слов.
Занятие № 7. Образование дворянина.
1. Посмотрите по Интернет-источникам и выпишите краткие характеристики следующих учебных заведений: Кадетский корпус, Пажеский корпус, Горный кадетский корпус (Институт корпуса горных инженеров), Московский университетский благородный пансион, Императорское училище правоведения, Императорский Царскосельский Лицей, Смольный институт, Екатерининский институт. Обратите внимание на дату основания, военный/светский характер учебного заведения, специализацию выпускников, программу обучения. Выписки – в рукописном, распечатанном или электронном виде – нужно принести с собой на занятие.
2. По заданным к занятию фрагментам мемуаров Вигеля расскажите, какие этапы он прошел в процессе получения образования, кто был его учителями и воспитателями.
5. Каков был социальный состав обучавшихся в Смольном институте Какова была структура института
6. Как строилось обучение в Смольном институте
7. Каков был быт смолянок
8. В чем заключалась «институтская чувствительность»
Домашнее задание: Напишите письмо от имени дворянина (дворянки) к его (ее) супруге (супругу) о том, какое учебное заведение лучше всего выбрать для их подросшего сына (дочери). Не забудьте, что письмо должно быть датировано, и его дата должна соотноситься с годами существования тех учебных заведений, которые будут упоминаться. Максимальный объем текста – 250 слов.
Занятие № 8
Политическая и социальная активность российского дворянства.
Вопросы к семинару:
1.По работе В.И. Ромашовой дайте краткое описание истории возникновения земств в России.
2.Какова была структура земского самоуправления
3.Каковы были права и обязанности земств
4.Охарактеризуйте культурно-хозяйственную деятельность земств.
5.Познакомьтесь по Интернет-источникам с биографией Д.Н. Шипова. Как сочетались в ней его религиозная, общественная и политическая деятельность Охарактеризуйте мировоззрение Д.Н. Шипова (начало главы 1).
6.Выпишите все должности, которые Д.Н. Шипов занимал в разные годы в земствах. Уточните в Интернет-источниках полномочия лиц, занимавших такие должности.
..... всего 13 вопросов
Продавец:
Цена: 1800,00 руб.
|